Что такое фланелеграф в детском саду. Что такое фланелеграф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Меня зовут Юлия, я мама девочки Полины, ей 1 год 10 месяцев. Моя дочка очень подвижная — непоседа, ее сложно чем-либо занять. Фланелеграф справляется с этой задачей отлично!!! Пока мы не совмещаем чтение сказок с иллюстрированием посредством фланелеграфа, т.к. Полина отвлекается от рассказа на действие. Но сама она прекрасно «играет» — расставляет героев как ей угодно, убирает, потом снова расставляет. В общем, увлекается минут на 30 стабильно, что-то рассказывает героям.

Мысль сделать что-то подобное была в моей голове давно. Но сформировалась она после того, как я случайно нашла в интернете чью-то заметку о том, как легко и быстро сделать фланелеграф. И работа закипела. Я сделала одновременно 2 фланелеграфа — для своей дочери и для племянников. Сложного в этом занятии ничего нет, единственное — однообразная обработка изображений. Но результат того стоит!!!

Предлагаю вам сделать фланелеграф своим деткам.

Потребуется:

  • Фанера (можно заменить толстым картоном от коробки) — у меня размер 40*60 см;
  • Фланель, флис или любой другой ворсистый или нетканый материал – у меня это нетканые тряпки для пола, например Русалочка (конечно же новые) – необходимо такое количество, чтобы зашить в материал фанеру, т.е 40*120 + на припуски; количество тряпок – 2 (их размер 50*60 см);
  • Нитки, игла, ножницы ;
  • Картон для рисования – я брала бумагу для рисования гуашью (она достаточно плотная – нет необходимости дополнительно уплотнять, плотность такой бумаги 180-200 г/см³). Эта бумага необходима для распечатывания персонажей;
  • Прозрачная самоклеящаяся пленка (если есть) – для увеличения прочности и как доп. защита;
  • Немного терпения, времени и денег )))

Все остальное можно скачать:

  • Герои (архив Картинки) ;
  • Сказки .

Теперь о самой работе:

Чтобы было понятно сразу, что все просто, смотрим фото:

Я сшила материал по длинному срезу, приложила к фанере, разгладила – материал за счет ворса сцепился с фанеркой. Дальше сшила оставшиеся длинные срезы, и остатки закрепила с обеих сторон фланелеграфа в виде карманов (видно на фото).

Фланелеграф готов.

Затем нужно распечатать героев сказок на листах картона. Сразу оговорюсь, что не стоит переводить обычную офисную бумагу, т.к. она не прилипает к покрытию фланелеграфа и легко гнется и рвется. Если все-таки нет возможности использовать картон, то такую бумагу придется укрепить (можно использовать упаковки от бисквитов Барни – они тоже шершавые с серой стороны или бархатную бумагу).

На фото дочка играет с картонными героями, которых просто прислоняет «спинками» к фланелеграфу и они держатся.

Самое сложное во всей этой затее – собрать на просторах интернета героев, обработать в фотошопе и скомпоновать, но я это уже сделала, ссылки на скачивание выше.

Играть с фланелеграфом очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки (собраны в архив Сказки) – например, «Посадил дед репку» — на фланелеграфе дед и репка, «Позвал дед бабку» — прикрепляем бабку и т.д.

А можно придумывать и свои сказки.

Еще можно изучать фигуры и цвета – достаточно из цветного картона вырезать различные фигуры и строить из них плоские картинки.

_____________________________________

От себя хочу добавить, что на фланелеграфе можно изучать не только фигуры и цвета, но и цифры, буквы, формы, размеры, учиться читать, группировать, сравнивать.

Вот несколько примеров игр на фланелеграфе:

Изучаем цвета, формы, размеры

Во время игры обязательно проговариваем цвета, размеры фигур, и их названия.

Игра «Найди лишнее, обобщение»

На фланелеграф закрепляем разные картинки. Попросите ребенка найти всех животных, птиц и т.д.

Прикрепляем 2 – 4 картинки (например, грушу, яблоко и кошку) просим ребенка найти лишнюю. Сначала вам придется находить лишние картинки самим, обязательно объясните, почему именно эта картинка лишняя.

Игры «Кто, чем питается» и «Кто где живет»

Перед игрой малыш должен узнать, кто что ест или кто где живет. Далее на фланелеграф выставляем карточки с тремя животными, напротив карточки с едой (домиками) и просим ребенка показать, что ест каждое животное.

В детских садах уже давно используется фланелеграф . Используется он для различных игр. Смысл фланелеграфа прост: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки.

Сделать фланелеграф очень просто: берем кусок фанеры или толстого картона (я взяла ненужную полку от шкафа), обтягиваем его однотонной фланелью и все фланелеграф готов.

Как играть: мы с Полиной располагаемся на полу, или на диване фланелеграф прислоняем к стене

Игра 1. Знакомимся с животными.

Чем играть:

  1. можно купить специальные дидактические наборы картинок или готовую игру;


  1. можно самим распечатать на принтере изображения животных, которые в огромном количестве есть в Интернете;
  2. можно вырезать со старых открыток, журналов, книг.

* - не забудьте наклеить картинки на картон поплотнее, это увеличит срок хранения картинок

Когда картинки готовы к ним нужно приклеить «цеплялки». Т.е. то, чем они будут удерживаться на фланелеграфе. Можно использовать, как я писала выше, фланель, можно обычную швейную липучку - ту её часть, на которой есть маленькие крючочки. Мы использовали липучки от памперсов (очень хорошо крепятся).

Итак, к картинке с обратной стороны клеем или степлером прикрепляем липучку.

Наши карточки для игры готовы.

Как играть: Чтобы познакомить детей с животными, выставляем всех на нашей доске, называем их, проговариваем, какие звуки они издают. Даем ребенку самостоятельно цеплять картинки.


Чуть позже можно разделить их на две группы: дикие и домашние.

Игра 2. Знакомимся с овощами и фруктами.

Принцип игры такой же, как и у первой.

Игра 3 . Знакомство с цветами и геометрическими фигурами.

Я сделала для Полины набор основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Фигуры были трех основных цветов: красный, синий, желтый.

Фигуры были трех размеров: большой, средний, маленький.

Играть можно так: сортировать по цветам, форме, размеру. Строить пирамидки, башенки, снеговиков и неваляшек. Можно просто узоры. Все зависит от возраста вашего ребенка.


Игра 4. Знакомимся с цифрами.

Здесь по-моему все понятно: готовим цифры, различные картинки (можно использовать фрукты-овощи или животных), приклеиваем «цеплялки» и можно играть: сопоставлять цифру и количество предметов, сравнивать много и мало, и т.д.

Театр.

Для нас с Полиной это главное развлечение с фланелеграфом.

Мы покупаем недорогие книжечки и вырезаем от туда героев сказок, деревья, солнышки облака и т.д. (Можно самим сделать из бархатной бумаги).

Можно найти и картинки к сказкам в Интернете и распечатать.


И разыгрываем сказки. Фигурки героев можно передвигать, ставить, так как нравится вам и ребенку.


В общем, играть можно во все, что только вы сможете придумать и изготовить своими руками.

Картинки для фланелеграфа можно скачать

Удачи вам!

Этот мастер-класс подготовлен Юлией Филягиной, участницей :

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Около 3 месяцев назад появилась в моей голове идея сделать своей дочке фланелеграф. Помню из своего детства магнитную доску с яркими персонажами – Лисичкой-красавицей, Михайлой Потаповичем, Зайчишкой и др… Тогда маме приходилось ВСЕ делать своими руками – и рисовать, и разукрашивать, и лаком покрывать для долговечности картинок, а сколько мороки с магнитами было… Теперь же благодаря современным технологиям все значительно упростилось - умей только пользоваться интернетом да фотошопом…

Я предлагаю вам задачу упростить и сделать фланелеграф своим деткам.

Потребуется:

  • Фанера (можно заменить толстым картоном от коробки)- у меня размер 40*60 см;
  • Фланель, флис или любой другой ворсистый или нетканый материал – у меня это нетканые тряпки для пола, например Русалочка (конечно же новые) – необходимо такое количество, чтобы зашить в материал фанеру, т.е 40*120 + на припуски; количество тряпок – 2 (их размер 50*60 см);
  • Нитки, игла, ножницы ;
  • Картон для рисования – я брала бумагу для рисования гуашью (она достаточно плотная – нет необходимости дополнительно уплотнять, плотность такой бумаги 180-200 г/см³). Эта бумага необходима для распечатывания персонажей;
  • Прозрачная самоклеящаяся пленка (если есть) – для увеличения прочности и как доп. защита;
  • Немного терпения, времени и денег )))

Все остальное можно скачать:

  • Герои (архив Картинки) (надо пройти по ссылке и нажать на красную кнопку, тогда архив скачается Вам на компьютер);
  • Сказки(надо пройти по ссылке и нажать на красную кнопку, тогда архив скачается Вам на компьютер) .

Теперь о самой работе:

Чтобы было понятно сразу, что все просто, смотрим фото:

Я сшила материал по длинному срезу, приложила к фанере, разгладила – материал за счет ворса сцепился с фанеркой. Дальше сшила оставшиеся длинные срезы и остатки закрепила с обеих сторон фланелеграфа в виде карманов (видно на фото).

Фланелеграф готов.

Затем нужно распечатать героев сказок на листах картона. Сразу оговорюсь, что не стоит переводить обычную офисную бумагу, т.к. она не прилипает к покрытию фланелеграфа и легко гнется и рвется. Если все-таки нет возможности использовать картон, то такую бумагу придется укрепить (можно использовать упаковки от бисквитов Барни – они тоже шершавые с серой стороны).

На фото дочка играет с картонными героями, которых просто прислоняет «спинками» к фланелеграфу и они держатся.

Самое сложное во всей этой затее – собрать на просторах интернета героев, обработать в фотошопе и скомпоновать.

Играть с фланелеграфом очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки (собраны в архив Сказки) – например, «Посадил дед репку» - на фланелеграфе дед и репка, «Позвал дед бабку» - прикрепляем бабку и т.д.

А можно придумывать и свои сказки.

Еще можно изучать фигуры и цвета – достаточно из цветного картона вырезать шаблоны и строить из них плоские картинки.

Фланелеграф – удобное приспособление для развивающих занятий с детьми.

Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении. Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия.
Основным свойством его является наличие ворсистой тканевой поверхности, на которую накладываются бумажные аппликации, изнаночная сторона которой оклеена также либо ворсистой тканью, либо бархатной бумагой. Кстати, следует отметить, что бархатная бумага намного лучше, так как более крепко удерживает картинку в вертикальном положении на фланелеграфе.
Можно просто навесить на стену флис либо отрезок фланели, драпа либо бархата. Но здесь необходимо удержание ткани при помощи гвоздей, что может быть травмоопасным, так как вешать материю нужно на уровне детского роста. Поэтому более практичным будет изготовление переносного фланелеграфа.
Здесь также существует два варианта изготовления:
1. натягивание ткани на раму;
2. обшивка либо обивка деревянной, пластиковой или картонной плоскости тканью.
Следует подробнее рассмотреть способ изготовления при помощи обшивки.
1. Для этого потребуется ворсистая ткань (драп, фланель, флис или бархат), плоскость, предназначенная для обшивки, и игла с ниткой. Ткань берётся большего размера, чем площадь самой плоскости.
2. Плоскость накладывается на ткань.
3. Ткань туго натягивается и заворачивается за стороны плоскости. Можно даже сбрызнуть участок материи на лицевой стороне фланелеграфа для того, чтобы после высыхания увеличилось её натяжение.


4. На изнаночной стороне фланелеграфа края ткани закрепляются нитками, подобно того, как зашивают на почте посылки. Если края материи не сходятся, допустимо затянуть их при помощи ниток.

5. Детали аппликации или целые фигурки вырезать.
6. Наклеить их на бархатную бумагу так, чтобы ворсистая часть бумаги была с изнаночной стороны аппликации.
7. Вырезать картинки.
8. Фланелеграф устанавливается вертикально, можно с небольшим наклоном. На лицевую сторону накладывают детали аппликации бархатной стороной к ворсистой ткани. Детали слегка прижимают, они держатся на ткани и не сползают.







Можно таким образом обучать детей азбуке: взрослый накладывает картинки, а ребёнок под ними располагает буквы, с которых начинается слово, обозначающее то, что изображено. Можно «инсценировать» сказки «Репка», «Колобок» или «Гуси – лебеди». Можно также учиться считать, располагая счётный материал: картинки яблок или зверушек и цифры, обозначающие количество. В общем, поле для фантазии взрослого необозримо!

. Теперь, как и обещала, рассказываю, как изготовить фигурки для библейского фланелеграфа и выкладываю рисунки для скачивания. Благодаря покрытию задней стороны фигуры удерживаются на фланелеграфе, и их просто снимать. Это помогает разыгрывать ход повествования на глазах у малышей.

Сегодня это будет всё, что необходимо, чтобы рассказать о Сотворении: ангел, явления природы, растения, пейзажи, животные и первые люди – Адам и Ева.

Для изготовления таких фигурок для фланелеграфа вам понадобится:

· Цветной принтер

· Фотобумага формата А-4 плотностью не меньше 170 g / m (или плотная бумага 160 g / m )

· Пленка для ламинирования (или широкий скотч)

· Бархатная бумага (или липучка от подгузников, лента велькро)

· Клей ПВА, ножницы

Рисунки надо распечатать на плотной бумаге. Лучше на фотобумаге, цвета рисунков будут ярче (она продается в компьютерных магазинах пачками листов формата А-4).

На обратную сторону фигурок нужно наклеить покрытие, которое будет удерживать фигурки – у меня эту роль выполняет бархатная бумага. На мой взгляд, это самое оптимальное. Выглядит эстетично, фигурки не сцепляется между собой при хранении, крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Кроме того, бархатная бумага делает картинку плотнее. Так же можно использовать:

· липучки от подгузников

· швейную липучку – ленту велькро (твердую часть с крючками)

· фланель

Если у вас бархатная бумага формата А-4, то можете сразу, не вырезая, наклеить на неё рисунки. Это сэкономит ваше время и силы.

Если, бархатная бумага меньшего размера или вы будете использовать липучки, то фигурки нужно сначала вырезать, но делайте это с запасом по сторонам. Более аккуратно лучше вырезать после приклеивания бархатной бумаги или липучки и ламинирования фигурок. Это опять же сэкономит время и силы.

С помощью клея ПВА наклеиваем рисунки на бархатную бумагу изнаночными сторонами друг к другу. Так, чтобы бархатистая часть была задней стороной рисунка

Несколько самых больших рисунков не поместились у меня на бархатную бумагу. На них я наклеила липучки от подгузников. У липучек обрезала все лишние выступы, и получились вот такие полоски. Их наклеила на обратные стороны больших фигурок липкой стороной наружу.


Теперь все необходимо высушить под прессом – в страницах толстой книги в течении 12-24 часов.

Получившиеся фигурки нужно заламинировать, для долговечности использования. Ведь играть ими будете не только вы, но и дети. Сделать это нужно только с лицевой стороны. Я делала это в домашних условиях. В канцелярских магазинах продается листовые наборы по 100 листов формата А-4 для ламинирования. Они прекрасно обрабатываются и утюгом. (Это может и дороговато, но хватит точно на долго). У меня плотность не большая 150 микрон (2*75). Кладете пленку на фигурку и на средней температуре утюга проглаживаете. Если боитесь, то между пленкой и утюгом проложите белый лист бумаги. Пленка изменит цвет с матового на прозрачный и станет плотнее.

Можно и просто использовать широкий скотч, но тут надо приноровиться, чтобы все получилось с первого раза, а то можно испортить картинку.

После ламинирования заготовки немного свернуться, так как мы ламинировали только одну сторону. Не пугайтесь, аккуратно проведите заготовку о край стола, а если фигурка маленькая, то ножницами. Они выровняются.

Затем нужно вырезать фигурки по контору. Для удобства мелкие детали я объединяла и обводила контуром, чтобы было удобнее вырезать и использовать. Например: орлы, чайки, деревья, цветы, лебеди и фламинго, сразу с озером, рыбки.

Складываем все готовые фигурки в коробку из-под конфет. Они пригодятся нам еще и при других сюжетах, поэтому относитесь к ним бережно и не жалейте сил и времени на их изготовления.

Теперь несколько сюжетов из того, над чем вы трудились.

Для фона здесь использован кусок фиолетовой или можно темно-синей фланели. Фигурки: ангел, солнце, луна и звезды, планета земля. Всё это будет необходимо, чтобы начать рассказ о Сотворении.


Я уже рассказывала, что у меня некоторые фоны покупные, но вы можете использовать и просто разноцветные кусочки фланели или флиса. Подробно я рассказывала об этом при изготовлении фланелеграфа. Для фона здесь подойдут голубой и зелёный куски фланели. Рисунки деревьев, кустов и цветов. Это красиво иллюстрирует третий день творения, а также все растенияможно использовать в Эдемском саду.

Рассказать друзьям