Какой лак лучше даммарный или акрил стирольный. Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи. Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле). Выпускаются следующие виды лаков: - даммарный; - фисташковый; - акрил-фисташковый; - ретушный. Даммарный лак используется: - как добавка к краске; - как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак. Покрывные лаки. Фисташковый лак: - почти полностью бесцветен; - скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков. Данный лак появился ранее, чем акрил-фисташковый, и представляет собой 23-процентный раствор фисташковой смолы в пинене с добавлением уайт-спирита и бутилового спирта. По своим свойствам практически аналогичен акрил-фисташковому лаку, и на данный момент, так же редко встречается в магазинах. Акрил-фисташковый лак: - пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью; - по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного; - высыхает медленнее мастичного. Практически прозрачная жидкость представляющая собой раствор синтетической полибутилметакриловой и фисташковой смолы в пинене с добавлением бутилового спирта. Наиболее излюбленный лак у художников, пишущих светлые и холодные по тональности работы. Главный плюс акрил-фисташкового лака в прозрачности и эластичности лаковой пленки после высыхания. Еще недавно этот лак можно было встретить практически во всех крупных художественных салонах, но в последнее время достать акрил-фисташковый лак представляется довольно затруднительной задачей. Даммарный покрывной лак: - гигроскопичен, не защищает от влажности; - в условиях повышенной влажности мутнеет. Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно. Он встречается практически во всех художественных магазинах, и его вполне можно назвать традиционным. Густой глянцевый лак, слегка желтоватого тона, представляет собой 30-процентный раствор смолы даммары в пинене с добавлением этилового спирта. Улучшая оптические свойства красок, он придаст глубины вашим работам, рекомендуется он в первую очередь для картин теплого тона, поскольку с годами немного желтеет, но менее чем мастичный. Однако это не лучший вариант для хорошей живописи, так как в условиях повышенной влажности он мутнеет, при этом, не обеспечивая ей необходимой защиты. Зато к плюсам стоит отнести появление в последнее время даммарного лака с UV-фильтром. Ретушный лак: - применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев; - наносится кистью или тампоном. (Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.) Пихтовый лак: аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла). Акриловый лак: Акриловый лак может использоваться не только для финишного покрытия поверхности, но и в качестве грунтовки или для разбавления акриловых красок. Лак акриловый для масляной живописи на основе скипидара представляет собой прозрачную жидкость с небольшим желтоватым оттенком. Высыхает в течение 24 часов и образует прочную, эластичную, прозрачную пленку, нерастворимую в воде и большинстве растворителей. Лак универсален: он используется для разбавления масляных красок, а также является покрывным. Придает живописи яркость и блестящий вид. Применяется также для покрытия матовых красок с целью придания им шелковистого глянца и глубины. Акриловый лак на основе скипидара является прекрасной альтернативой используемым в масляной живописи классическим лакам, таким как даммарный или акрил-фисташковый. Акрил-стирольный лак: Лак акрил-стирольный для художественно-живописных работ применяется для финишного покрытия законченных произведений живописи. Может применяться для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. После высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов. Образует прозрачную глянцевую пленку. Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным, так как не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.

Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин , которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость.

История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак - все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.

Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин , написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них.


Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.

Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин , подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи , так и для картин, написанных акрилом , темперой , гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника.
Поговорим о покрывных лаках. Такими лаками покрывают уже готовые картины для защиты от различных внешних факторов: солнечных лучей, грязи, пыли, воды. Обычно выделяют несколько самых распространенных видов покрывных лаков.

Даммарный лак

Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.

Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.

Акрил-стирольный лак

Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового . Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.

Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки . Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.

Копаловый лак

Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.

Акриловый лак

Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.

Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть.

Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.

Разбавители для лаков и художественных красок

Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок . Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок.

Как нанести лак на готовую картину

Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.

После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:


- в качестве добавки в масляные краски в процессе создания картины («лаки на палитру») для предотвращения сморщивания, потускнения красочных слоев, сохранения яркости и чистоты цвета, усиливания глубины тонов, уменьшения возможности пожелтения пленки
- в качестве промежуточных слоев для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев
- для защиты картин от различных внешних воздействий
- для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью (фиксатив).
Лаки представляют собой растворы природных смол и масел в летучих растворителях, традиционно используемых для производства лаков. Выпускаются в пластиковых флаконах емкостью 120мл.

Лак даммарный
Применение: разведение масляных красок и покрытие законченных произведений живописи.
Состав: раствор смолы даммара в пинене.
Свойства: Время высыхания 12 часов.
Код: 2533905

Лак фиксатив
Применение: закрепление рисунков, выполненных карандашом, углем или пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Состав: раствор поливинилацетата в смеси бутилового и этилового спирта. Код: 2533910

Лак акрил-фисташковый
Применение: покрытие законченных произведений живописи
Состав: синтетическая смола в сочетании с небольшим количеством смолы мастикс.
Свойства: после высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов.
Код: 2533906

Лак ретушный
Применение: в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоев.
Состав: раствор даммары и пластификатора в уайт-спирите с добавкой активных растворителей.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533911

Лак мастичный
Применение: покрытие законченных работ (масло, темпера). После разбавления в 4-6 раз пиненом может быть использован в многослойной живописи аналогично ретушному лаку.
Состав: раствор смолы мастикс в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 6 часов.
Код: 2533904

Лак пихтовый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор пихтовой смолы в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе. Время высыхания 4 часов.
Код: 2533909

Лак кедровый
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама в пинене.
Свойства: пленка лака имеет обратимый характер, после высыхания легко растворяется в растворителе.
Код: 2533907

Лак бальзамно-пентамасляный
Применение: разведение масляных красок.
Состав: раствор кедрового бальзама и пента эфира жирных кислот подсолнечного масла в уайт-спирите с добавкой сиккатива.
Свойства: пленка лака необратима, после высыхания не растворяется в растворителях.
Код: 2533908

ЛАКИ ЖИВОПИСНЫЕ

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле.

Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.

Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.

Лак даммарный - 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.

Лак копаловый - представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.

Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

ЛАКИ ПОКРЫВНЫЕ

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи

Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других -покрывных лаков.

Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи г более медленно, чем лака мастичного.

Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном. Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

ПОКРЫТИЕ КАРТИН ЛАКОМ

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п.

Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.

Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.

Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.

Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить.
Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем.

Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогрет том виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°.

Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1: 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше.

Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), это дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.

При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте.

Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины.

После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке.

Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины.

После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.

При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки; Для удаления излишнего лака применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков. Большие картины часто покрывают лаком, постепенно, разбив всю площадь ее на отдельные участки.

Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака.

При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.

В масляной живописи, художники чаще всего разбавляют краски, так называемыми, «двойниками» или «тройниками». Но, прежде чем понять что они из себя представляют, необходимо узнать подробнее про живописные лаки, масла и разбавители.

Лаки для масляной живописи: лаки живописные и лаки покрывные.

Живописные лаки применяются как добавка для художественных масляных красок и представляют собой растворы смол в пинене. Мастичный лак изготавливается из смолы мастикс и может использоваться не только как добавка для красок, но и как ретушный лак для протирки красочных слоёв, а также и как покрывной. Даммарный лак — это раствор смолы даммара в пинене с добавкой спирта. Даммарный лак может использоваться и как разбавитель для красок и как покрывной лак. Даммара имеет как плюсы так и минусы. Основным недостатком является мутнение лака при длительном хранении. Однако, в сравнении с мастичным лаком, даммара меньше желтеет при старении, чем мастикс. Копаловый лак является смесью копаловой смолы, льняного масла и пинена. Лак используется как добавка к краскам, однако его цвет — тёмный, что может сказываться на красочной смеси. Пихтовый лак — прозрачный на вид и имеет приятный пихтовый аромат. Используется как добавка к краскам.

Покрывные лаки служат для покрытия масляной живописи в целях её защиты, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска. Когда краски теряют своё звучание, или жухнут, или становятся матовыми от избытка разбавителя, то лаковое покрытие исправляет ситуацию. Но лак используется не только для исправления ошибок или защиты красочного слоя при длительном хранении живописи. Лак может просто усилить звучание красок, сделать цвета более насыщенными. Поэтому его применение не ограничивается одной причиной. Сегодня на рынке представлены различные лаки. Но основными и традиционными можно назвать следующие. Фисташковый лак. Он обладает важным достоинством — его плёнка практически бесцветна. Такая прозрачность делает его незаменимым для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Ретушный лак — изготавливается из мастичной смолы, растворителей и акрила. Применяется ретушный лак в многослойной живописи, но не только. Лак относительно жидкий, поэтому хорошо проникает в красочный слой и, таким образом, предотвращает пожухание красок. Им можно просто прокрывать слои краски для большей их насыщенности. Также ретушный лак увеличивает прочность красочного слоя. Акриловый лак состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его плёнка бесцветна и эластична.

Масла для масляной живописи.

Самым распространённым маслом для живописи является льняное масло . Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Однако, некоторые художники предпочитают писать на подсолнечном масле . Есть мнение, что со временем оно меньше желтеет. Сам я пишу на рафинированном подсолнечном масле. Результат меня более чем устраивает. Кроме льняного и подсолнечного масел, конечно, существуют и другие масла, например ореховое или хлопковое . Но они используются редко. К тому же, нужно быть внимательным, потому что некоторые виды масел плохо сохнут или не сохнут вообще. К примеру — оливковое масло. Оно не подходит для живописи, так как не способно полностью высыхать и оставляет живопись липкой.

Масла для живописи осветляют, выдерживая в ультрафиолетовом свете. Такую процедуру можно проделать и в домашних условиях. Масло ставят на солнце и выдерживают длительное время. Это удаляет из них желтизну и они становятся более прозрачными. Также выпускается ещё и уплотнённое масло для живописи. В советское время его производили под №1 и №2. Такое масло полимеризуют во время нагревания без доступа воздуха. Оно становится более плотным, и поэтому быстрее высыхает. Вообще, среднее время высыхания обычного подсолнечного масла составляет около одной недели. В некоторых источниках пишется, что полное отвердение масляной плёнки происходит только после 12 месяцев. Льняное масло высыхает в среднем за 5 — 6 дней. При благоприятных условиях оно может высохнуть и за три дня. Но здесь подразумевается высыхание до отсутствия отлипа, т. е. краска перестаёт липнуть.

Разбавители для художественных масляных красок.

В живописи применяют растворители, которые выпускали в советской промышленности под № 1, № 2, № 4. Но их суть со временем не изменилась.
Разбавитель № 1 представляет собой смесь живичного скипидара и уайт-спирита. Применяется он в менее ответственных работах, например в эскизах. Разбавитель № 2 по-сути является уайт-спиритом и используется для мытья кистей. Разбавитель № 4 или пинен. Это фракция живичного скипидара. Он считается лучшим разбавителем и применяется в ответственных живописных работах.

Ну а теперь, можно вернуться к тому, с чего я начал эту статью — к «двойникам» и «тройникам» в живописи. «Двойник» — это смесь пинена и масла (или лака). «Тройник» — это смесь и пинена, и масла, и лака. В зависимости от задачи можно пользоваться и тем, и другим. Разбавитель пинен — растворяет краску. Масло восполняет недостаток связующего в пигменте красок, при разбавлении растворителем. Лак — делает красочный слой более «плотным» и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалёвке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Если необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Чаще всего художниками испульзуется смесь разбавителя и масла. Такая смесь универсальна, она подходит для большинства задач в масляной живописи.

Рассказать друзьям