Мочковатая корневая система развивается у. Какие бывают корневые системы растений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Корневой системой называют все корни растения. Ее формируют главный корень, боковые корни и придаточные корни. Главный корень растения развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни обычно отрастают от нижних частей стебля растения. Боковые корни развиваются на главном и придаточном корнях.

Корневая система растений выполняет две основные функции. Во-первых, она удерживает растение в почве. Во вторых, корни всасывают из почвы необходимые растению воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Если у растения развивается мощный главный корень, то формируется стержневая корневая система . Если же главный корень остается неразвитым или отмирает, а развитие получают придаточные корни, то у растения формируется мочковатая корневая система .

Стержневой тип корневой системы

Для стержневой корневой системы характерен хорошо развитый главный корень. По внешнему виду он похож на стержень. Главный корень вырастает из зародышевого корешка.

Стержневую корневую систему формирует не только главный корень, но и отходящие от него маленькие боковые корни.

Стержневая корневая система характерна для многих двудольных растений. Хорошо развитый главный корень есть у фасоли, клевера, подсолнечника, моркови, одуванчика.

Однако у многих многолетних растений с изначальной стержневой корневой системой рано или поздно главный корень отмирает. Вместо него от стебля отрастают многочисленные придаточные корни.

Существует подтип стержневой корневой системы - ветвистая корневая система . В этом случае сильное развитие получают несколько боковых корней. В то время как главный корень остается укороченным. Тип ветвистой корневой системы характерен для многих деревьев. Такая корневая система позволяет прочно удерживать мощные ствол и крону дерева.

Стержневая корневая система проникает в почву глубже, чем мочковатая.

Мочковатый тип корневой системы

Для мочковатой корневой системы характерно наличие множества приблизительно одинаковых придаточных корней, которые формируют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от надземных и подземных частей стебля, реже от листьев.

У растений с мочковатой корневой системой может быть и живой главный корень. Однако если он сохраняется, то не отличается по размеру от остальных корней.

Мочковатая корневая система характерна для многих однодольных растений. Среди них пшеница, рож, лук, чеснок, кукуруза, картофель.

Мочковатая корневая система хотя не проникает в почву так глубоко как стержневая, но она занимает большую площадь у поверхности почвы и плотнее оплетает частицы грунта, что улучшает всасывание водного раствора.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

  • 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
  • 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.

Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.

Закрепление изученного.

  • 1Вопросы:
  • 1) Какие функции выполняет корень?
  • 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
  • 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
  • 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
  • 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
  • 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
  • 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
  • 2. Заполните таблицу.

(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2. Корневая система

Система всех корней растения

3. Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

4. Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

6. Стержневая корневая система

Корневая система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней

4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)

  • 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
  • 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
  • 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
  • 3 уровень:
  • 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
  • 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?

План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год

Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.

Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.

На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
  • 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
  • 3. Отдел декоративных растений;
  • 4. Опытный отдел;
  • 5. Отдел биологии растений:
    • а) участок систематики растений;
    • б) участок коллекции растений;
  • 6. Отдел защищенного грунта (парники);
  • 7. Дендрологический отдел;
  • 8. Отдел начальных классов.

Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке

Название мероприятий

Сроки выполнения

Покровное боронование

Мелкая перекопка почвы (8-10 см).

Разбивка участка на отделы и делянки.

Яровизация клубней картофеля.

Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур.

Посев ранних зерновых культур.

Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы.

Посев культур на отделе биологии растений.

Подготовка почвы на коллекционном отделе.

Посев ранних культур на коллекционном отделе.

Посев семян овощных культур в холодном рассаднике.

Посев кукурузы.

Посев семян цветов в грядки для получения рассады.

Разбивка делянок на опытном участке.

Посев фасоли, ромашки аптечной.

Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание).

Посадка тыкв, кабачков, патиссонов.

Посев огурцов.

Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты).

Посадка овощных культур.

Разбивка цветника.

Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника.

Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка.

В течение вегетации.

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.

Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай

капусты сорта «Слава»».

Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на

урожай сельскохозяйственных культур (капусты).

Опытом занимаются учащиеся 6 класса.

Состав звена:

Елесин Алеша,

Сафонова Яна,

Славкина Ксюша,

Рябова Оля.

Методика проведения опыта.

Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.

При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.

Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.

Корневая система для роста и развития растений очень важна. Опора, добывание воды и питание — функции, которые она выполняет. Чтобы понять как правильно сажать и выращивать деревья, кустарники, культурные растения необходимо знать как устроены корни. Если вы видите, что на одной грядке посаженые культуры плохо растут, а рядом с грядкой посажены деревья или кустарники, возможно они угнетаю своими корнями ваши посадки.

Корни у растений появились несразу. Растения прошли эволюционный путь, в результате которого они обзавелись корнями.Не имеют корней водоросли, так как они обитают в воде и корни им не нужны. У первых растений, которые закрепились на земле не было корней, а были так называемые резоиды, которые служили только для закрепления в почве. Сейчас резоиды имеют некоторые виды мхов. Корень — основная часть всей системы растения. Он удерживает растение в земле. На протяжении всей жизни корень добывает влагу и питание. Развитие корней зависит от климатических условий. Например многие растения пустынь корень имеют длинный, чтобы добывать воду.

Системы корней бывают двух видов — стержневая и корневая.

У стержневой корневой системы основной корень ярко выражен, более толстый, от него отходят корни боковые.

Мочковатая корневая система характерна отсутствием главного корня, рост происходит за счет корней боковых и придаточных, не проникает в землю так глубоко, как стержневая.

Все коневые системы состоят из

  • главного корня
  • боковых корней
  • придаточных корней

Все эти корни образуют корневую систему, которая формируется на протяжении всей жизни растения. Из зародыша развивается корень главный, который растет вертикально в земле. От него отходят боковые корни.

Особенности корневых систем растений

Корни приспосабливаются к условиям среды окружающей. Корни кукурузы разрастаются в диаметре 2 метра, корни яблони — 15 метров. Знание строения корневой системы очень важно для садовода, для того, чтобы определить какого ухода требует растение. Если есть понимание расположения корней, можно правильно ухаживать за растением, чтобы не повредить корни.

Почвы рыхлые способствуют проникновению корней глубоко в землю. Почвы, в которых процент кислорода низкий и имеющие структуру плотную располагают к развитию корней к поверхности почвы близко.

Бодяк — распространенный сорняк, проникает в почву до шести метров.

Растения, которые растут в пустыне, имеют длинные корни. Это связано с глубоким расположением грунтовых вод.

Длина корней ежовника 15 метров.

Если система корневая у растений развита слабо, листья поглощают влагу из тумана, с помощью стеблей и листьев.

Есть растения, которые влагу удерживают во всех частях — стеблях и листьях. Такие растения имеют корневую систему, которая обладают способностью впитывать и сохранять воду дождевую. Они распространены там, где жара сменяется активными дождями. К таким растениям относятся кактусы, суккуленты. Их корни развиты слабо.

Растения, способные к сокращению потери воды, их корни, верхняя часть покрыта пробкой. Они способны удерживать воду, готовясь к дефициту воды. Они имеют листья упругие, чтобы при потере воды избежать механических повреждений. К таким растениям относятся:

акация песчаная

аристида

Растения, у которых вегетационный период длится только в благоприятный период времени, когда идут дожди. Их жизненный цикл короткий. К таким относятся растения, имеющие клубни и луковицы.

Растения, корни которых сильно развиты для добывания воды. Их корневая система очень хорошо развита, распространяется в почве, чтобы как можно больше впитать воды. Резак, шалфей, дикий арбуз — относятся к этому типу растений.

В природе встречаются воздушные корни, которые добывают влагу из воздуха. К таким растениям относится орхидея.

Существуют растения с корневой системой смешанной. К таким относятся капуста,подорожник, подсолнечник, помидоры. Это те растения, которые окучивают. На развитие корней, кроме природных условий оказывает влияние человек путем окучивания и пикирования.Для развития боковых корней кончик главного корня отщипывают. Окучивание — подсыпка земли к растению.

Растения с мочковатой корневой системой

Тяжелые типы почв, с залеганием грунтовых вод, близких к поверхности, склоны — эти условия свойственны развитию растений с системой мочковатой: береза, клен, каштан, липа,лиственница, ольха, пихта, тисс, яблоня. подорожник, подсолнечник.

Мочковатую корневую систему имеют злаковые культуры — рожь, пшеница, ячмень. Корни злаковых уходят глубоко в почву, до 2-х метров.

Корневая система яблони обладает горизонтальными и вертикальными корнями. К корням горизонтальным поступает воздух и элементы питания. Вертикальные — держат дерево в почве и из слоев земли более глубоких добывают воду и питание. Кроме того яблоня имеет еще одну классификация корней — скелетные и обрастающие(мочковатые) корни. Обрастающие корни расположены к поверхности близко, до 50 см, поэтому внесение удобрений очень эффективно.

При повреждении коры дерева угнетается корневая система.

У березы корневая система очень мощная, зато в землю уходит неглубоко. В начале роста береза растет медленно, пока не отомрет главный корень. После того береза трогается в рост быстрее, у нее начинают расти корни боковые. Береза очень любит влагу, ее корни впитывают всю влагу вокруг себя, поэтому вокруг березы так мало растительности.

Корневая система лука так же относится к мочковатым и считается очень слабой. Это определяет его повышенное требование к почве, особенно на стадии прорастания семян.

Корневая система лука-порея

Лук репчатый

Корневую систему мочковатую имеют:

Бархатцы

Сансиверия

Фатсхедера

Растения со стержневой корневой системой

У растений со стержнеой системой корень состоит из корня-стержня и отходящих от него боковых корней.

Эти растения приспосабливаются доставать воду из глубин земли. Главный корень у некоторых растений может уходить в землю на несколько десятков метров. В засушливых районах или в условиях, когда дождей идет мало растениям характерна корневая система стержневая. Например морковь имеет толстый главный корень, в котором она запасает влагу и вещества питательные, готовясь к тому, что, возможно будет лето без дождей. Свекла, редиска, редька, корневая петрушка — корневая система устроена так же. Такое приспособление корней увеличивает шансы растений к выживанию. Морковь можно сажать в зиму, за счет толстого корня она выживает.

Что делает корневая система

Как было сказано выше, корень — основная часть растения, которая обеспечивает питание и рост. Из корней вода и питательные веществ продвигаются вверх к стеблям и листьям. Чтобы правильно ухаживать за тем или иным растением, необходимо знать ее особенности и условия произрастания. Если правильно поливать и подкармливать деревья, кустарники, огородные растения и цветы успех в выращивании обеспечен.

Мангровое дерево имеет корни, которые называются ходульными. Они впитывают влагу из атмосферы и способны сопротивляться прибойным волнам.

Корневая система пасленовых растений

Пасленовые — это виды растений, которые растут на всем земном шаре. Известно порядка 3000 видов. К нему относятся травы,кустарники, овощи как съедобные так и ядовитые. Их объединяет строение органов вегетативных и соцветий. Плоды у них ягоды либо коробочки. Из пасленовых делают лекарства, употребляют в пищу, кормят животных, производят сигареты.


К пасленовым культурам относятся такие популярные овощи как помидоры, баклажаны, картофель, перец. Из цветов — петуния, душистый табак, лекарственные растения — красавка-белладонна.

У томатов корневая система уходит в землю на глубину до полутора метров. При не очень глубоком залегании вод грунтовых, они с легкостью добывают себе воду. У баклажан корни сильно ветвящиеся, в почву уходят на глубину до полуметра.

У картофеля корнеплоды употребляют в пищу, поэтому так важно на сколько будет развита коневая система. Корни у картофеля находятся в пределах слоя пахотного, лишь некоторые корни уходят глубоко. Съедобные клубни — это утолщение побегов верхушечных. Они накапливают запас веществ органических, преимущественно крахмала. Окучивание — важная процедура в уходе за картофелем.

У перца, на хорошо дренированных почвах, корни занимают объем в верхнем слое диаметром до одного метра. В глубину могут уходить на 50 см.

Корни у петуньи очень мощные, развитие в начале роста медленное. На одно растение требуется не менее пяти литров грунта. Хорошо развиваются в питательных почвах.

Корневая система цветковых растений

Все растения цветковые разделяются на деревья, травы и кустарники. Еще они называются покрытосеменными, так как семечко прорастает внутри, пока не пробьет оболочку. Всего на земле их насчитывается 250 000 видов. Корневая система как мочковатая так и стержневая. Классы растений цветковых — однодольные и двудольные. Подробно об этом в разделе ниже. Класс двудольных имеет почти каждый у себя дома в виде горшечных цветов — фикусы, фиалки, кактусы. Среди огородных растений — все розоцветные, пасленовые, мотыльковые, крестоцветные, сложноцветные. Деревья, которые относятся к цветковым имеют разную высоту. Например, вишня — дерево невысокое. А вот эвкалипт может достигать 100 метров в высоту.

Кустарники:

крыжовник

смородина

и даже орешник и сирень.

Травы:

Одуванчик

Среди многообразных представителей есть однолетние, двулетние и многолетние. У двулетних и многолетних корни накапливают питание и энергию для зимовки. У однолетних корни умирают вместе с цветком.

Корневая система бобовых растений

К бобовым относятся всем известные фасоль, горох, арахис, нут, бобы. Есть древесные формы — акация, мимоза. Травы — клевер, люпин. Они встречаются как в дикой природе так и в огородах садоводов. Выращивание практикуется так же в промышленных масштабах. Корневая система у бобовых — стержневая. У большинства из них есть небольшие клубни на корнях, которые образуются в результате деятельности бактерий, которые из почвы проникают в корни. Эти бактерии используют азот и преобразовывают его в вещества минеральные, которыми питаются другие растения. Поэтому бобовые полезно сажать рядом с другими растениями. После гибели растения, почва насыщена азотом и более плодородна.

Что нужно делать для укрепления корневой системы растения

Так как система корневая играет роль большую в жизнедеятельности растений, важно следить за ее правильным развитием. Существует много способов для роста и развития корней. Они подразделяются на фитогормоны — вытяжка из растений, гуматы — вытяжка из гумуса, улучшенная добавками. и натуральные — народные средства.

Популярны у огородников — корневин, корнерост, гетероауксин, цветень, овосил.

Эпин — оказывает положительное действие на все части растения.

Народные средства так же используются широко для укрепления корней растений. Это мед, дрожжи, алоэ.

Между системой корневой и частью надземной растения существует тесная связь. Оптимальное питание корней приводит к развитию успешному растения.

Корневая система двудольных растения

Систему корневую имеют двудольные растения. В природе это самый многочисленный класс, который насчитывает 180 тысяч видов и составляет 75 процентов цветковых растений. Вещества питательные располагаются в эндосперме и в зародыше. Выражено ярко жилкование листьев, пластина листа рассечена прожилками. Зародыш дает хорошо развиться основному корню. У многих растений есть слой камбия, с помощью которого растение принимает одревесневшую форму.

Камбий — клеточный слой, который находится параллельно к поверхности стеблей и корней. За счет него происходит утолщение стебля.

К растениям двудольным относятся

  • травы пряные — петрушка, укроп, лавр, кориандр, анис, перец душистый.
  • Зонтичные, признаком характерным которых является соцветие в виде зонтика. Это борщевик, морковь, кориандр, сныть, фенхель, болиголов и др.
  • Розоцветные — малина, яблоня, слива, вишня, ирга, абрикос, черешня, миндаль и др.
  • Сложноцветные — бархатцы, ромашка, маргаритка, одуванчик, георгина, подсолнечник и др.

Корневая система однодольных растений

В зависимости от того к какому классу относятся растения, определяют тип системы корневой.

Систему корневую мочковатую имеют однодольные растения. У них в зародыше одна семядоля.

Семядоля — это внутренняя часть семечка, которая содержит зародыш — эмбрион.

Вещества питательные находятся в эндосперме. Корешок зародыша развит очень слабо. Когда зерно прорастает, от него отходят придаточные корни. Листовое жилкование параллельное или дуговое, пример — ландыш, лук-порей, ячмень, пшеница. Лист развит плохо и является влагалищем листовым.

К однодольным растениям относятся водные и сорные травы, ананас, ландыш, каллы, монстера, тюльпан, лилия, гиацинт, луковичные и др.

Таблица типы корневой системы растений

Корневая система плодовых деревьев

Корневая система дерева плодового держит его в почве, впитывает влагу и вещества питательные, образует соединения органические — аминокислоты и белки, способствует развитию микроорганизмов, полезных для растения. Корни плодового дерева состоят из горизонтальных и вертикальных. Горизонтальные корни играют роль важную, так как впитывают с поверхности влагу и питание. Их объем в диаметре соответствует размеру кроны, либо превышает ее. Поэтому так важен полив и удобрения. Соотношение корней вертикальных и горизонтальных зависит от многого — плодородия почвы, подвоя, ухода. Если почва плодородная и внесение удобрений достаточно, хорошо развиваются горизонтальные корни. На почвах сухих и бедных питанием идет рост вертикальных корней, которые уходят в глубь почвы, чтобы добыть питание и воду. Косточковые культуры отличаются не глубоким залеганием корней. Рост корней обычно происходит в период вегетации дерева. С помощью методов современных, которые разработаны агротехниками, рост корней можно регулировать.

Корневая система ягодных кустарников

Кустарники ягодные играют особую роль в плодовых садах. Знание строения их корневой системы и правильный уход обеспечивают хороший урожай. Главное их отличие от деревьев это отсутствие ствола. Из корней отходят десятки веток, которые и дают урожай. Корни залегают не глубоко, характерно их горизонтальное расположение. При перекопке приствольного круга нужно аккуратно работать лопатой, чтобы избежать касание корней.

Вода в жизни растений

Вода играет роль важную в жизни каждого растения.

  • Растения на 80 процентов состоят из воды
  • Доставляет питание к другим частям растения
  • Регулирует теплообмен
  • Источник водорода, необходимого для фотосинтеза.
  • Обеспечивает упругость листьям

Учитывая все факторы роли воды, ее отсутствие обеспечит гибель растения. Поступление воды в организм растения поступает из корней, испарение воды происходит через листья. Смысл такого водооборота заключается в обмене веществ. Если поглощение воды корнями меньше чем ее поступление через листья, происходит увядание растения. Ночью происходит восполнение воды, так как испарение снижено.

Водный обмен происходит в три этапа:

  1. Корни поглощают воду.
  2. Вода продвигается к верху.
  3. Вода испаряется через листья.

Поглощение и испарение воды приблизительно одинаковое. Только ее не большой процент синтезирует вещества.

Как правильно поливать плодовые деревья и кустарники в зависимости от корневой системы

Жизнедеятельность растений напрямую зависит от полива. Особенно нуждаются в поливе молодые растения, которые необходимо поливать один раз в неделю, кроме дождливых дней. Водный недостаток может сказаться пагубно на внешнем виде и здоровье растений. В конечном итоге они могут погибнуть.

При посадке необходимо учитывать как близко расположены воды грунтовые в земле — не глубокое залегание погубит корни, они могут сгнить.

Существуют три вида полива — дождевание, полив под корень и орошение почвы. При выборе полива нужно учитывать многие факторы — климатические условия, погоду, особенности растения, почву.

Растения со стержневой системой могут добывать воду глубоко под землей. У мочковатой такой возможности нет. Кроме того, такие огородные растения, как морковь, свекла — имеют стержневую систему и мощный корень, который накапливает питание и влагу на случай засухи.

Корень необходим для любого растения. Он обеспечивает надежное механическое удерживание в почве, то есть является якорем. Это важный орган, который впитывает в себя воду и минеральные вещества и снабжает ими растение. От него зависит жизнь и развитие живого организма. Существует несколько типов подземной части представителей царства флоры, среди которых можно выделить мочковатую корневую систему. Каковы ее особенности, какие растения ее обладают?

Что из себя представляет корневая система

Любое растение, независимо от размеров, не может обойтись только одним корнем. Корневая система постоянно растет, формируя сложную систему, состоящую из отростков трех типов: главного, придаточных и боковых. Главным является тот, что берет свое начало от зародышевого корня. Боковые появляются на всех элементах системы. Придаточные развиваются на стебле и на листьях.

Все растения можно разделить на два класса - имеющие стержневую или мочковатую корневую систему. В стержневой главный корень значительно отличается от других. Он длинней и толще остальных, которые в разы уступают ему в размерах. А в мочковатой все корни выглядят практически одинаково. Вся система сформирована за счет хорошо развитых боковых и придаточных отростков, главный же ничем от них не отличается. Главный корень появляется первым, но по мере роста растения он перестает развиваться или отмирает.

Основная задача наиболее старых корней - надежно удерживать растение в земле. Они также выступают в роли проводника, снабжающего поверхностную часть растения жизненно необходимыми элементами. Обязанностью более молодых и тонких корешков является вбирание в себя воды и полезных веществ из грунта.

Растения с мочковатой корневой системой

Мочковатую корневую систему имеют все растения, относящиеся к однодольным. К ним относятся злаковые культуры: пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Аналогичной системой обладают лук и лилейные растения, их корни растут из луковиц.

Несмотря на то что мочковатая корневая система характерна для однодольных растений, есть некоторые представители двудольных с аналогичным строением подземной части. Например, подорожник. Хотя есть мнения, что он скорее обладает смешанным типом, так как в молодом возрасте у него есть наблюдается главный корень. Он со временем отмирает, а боковые начинают развиваться все больше. Аналогичной системой обладает подсолнух и еще некоторые растения.

Особенность корневой системы у деревьев

Мочковатая корневая система характерна для деревьев, произрастающих на тяжёлых типах грунта - там, где земля содержит много воды близко к поверхности. Кроме того, часто встречается у древесных растений, произрастающих на склонах. Подобные условия оказывают влияние на формирование корней. Наиболее важным становится обеспечение устойчивости, чем добыча питания, которое в достатке можно найти в поверхностном слое почвы. Мочковатую корневую системуимеют белая акация, ель, осина, ива, ольха, тополь. Если корневая система развита недостаточно хорошо или часть ее по каким-то причинам повреждена, в таком случае повышается вероятность падения дерева при сильных порывах ветра. Оно будет просто вырвано из земли с частью корней.

Деревья со смешанным типом корневой системы

Существует большое количество деревьев, которые обладают смешанным типом подземной части.

Развитую мочковатую корневую систему имеют растения: яблоня, береза, рябина, клён, бук. Но при этом они имеют неплохо развитый центральный корень. Корневая система этих древесных растений адаптируется к условиям грунта, где они произрастают. Поэтому экземпляры, растущие в разных условиях, могут не иметь идентичной корневой системы. У одних может быть больше развит стержневой корень. А у других скорее мочковатая корневая система за счет лучшего развития боковых корней.

Глубина залегания

Большая часть однолетних растений не может похвастаться большой глубиной залегания корней. Это им не нужно, все минералы и влага, необходимые для роста, находятся на поверхности. Поэтому они редко проникают в почву глубже 30 см.

Мочковатая корневая система злаковых растений имеет более глубокое залегание. Часть корней достигает глубины 2 метра. У клевера очень глубоко уходят корни вглубь, достигая отметки в 3 метра. У деревьев корни могут достигать глубины от 10 метров и больше.

А у верблюжьей колючки, которая растёт в пустыне, где воду на поверхности практически не найти, корни прорастают на глубину, превышающую 15 м.

Диаметр корневой системы

Корневая система развивается не только по направлению вниз, но и горизонтально. Ее размер зависит от места произрастания, размера самого растения. Так как корни развиваются на протяжении всего жизненного цикла организма, то у деревьев за несколько десятков лет она развивается намного сильнее, чем у однолетних растений. Поэтому, чтобы лучше фиксировать дерево в земле, диаметр корневой системы может быть больше диаметра кроны в 3-5 раз. В некоторых случаях может быть меньше или больше.

Так как обычно двудольные растения обладают стержневой корневой системой, а однодольные - мочковатой, то, зная признаки каждого типа, можно понять, какие растения имеют мочковатую корневую систему, а какие - стержневую. Но в обоих случаях встречаются исключения. Кроме того, существуют растения с измененными корнями, например, клубни у картофеля.

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоид - нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащее для закрепления их на субстрате и поглощения из него воды и питательных веществ. В отличие от настоящих корней, у ризоидов нет проводящих тканей.

3. У всех ли растений имеются корни?

У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.

Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Различают два типа корневых систем - стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие - мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие - двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие - придаточными и боковыми?

Главный корень развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую - мочковатой?

Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, т.к. его корневая система растёт лучше вширь, чем вглубь.

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4-5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

Срезанные черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После того, как поставили их в воду, через пару недель (а может и раньше) появятся белые корешки.

Время прорезания корешков у пеларгонии – 5-15 дней. Корневая система развивается за три-четыре недели, после чего можно рассаживать растения в отдельные горшки.

3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

1. Промыть зерно 2-3 раза

2. Залить очищенной водой (объем воды в 1,5 – 2 раза больше объема зерна)

3. Замачивать 10-12 часов при температуре 16-21 С˚ (длительность замачивания зависит от температуры – чем выше температура, тем меньше нужно замачивать)

4. Промыть 2 раза

5. Накрыть крышкой негерметично

6. Полив не менее 3 раз в сутки (3-4 дня) ЗЕРНО НЕ ДОЛЖНО ПЛАВАТЬ!!! ВОДА ДОЛЖНА СХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ!!!

1. Промыть семена;

2. Положить семена в ёмкость, чтобы они занимали не больше половины её высоты;

3. Залить семена водой так, чтобы вода была сверху семян не менее, чем на 2 сантиметра;

4. Примерно через 8 часов слить воду и промыть семена, которые должны уже несколько изменится;

5. Накрыть влажной марлей или какой-то другой чистой влажной тряпкой их (уже без воды).

Рассказать друзьям