Золочение сусальным золотом. Золочение сусальным золотом и поталью

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Издавна золотой цвет считается цветом роскоши и богатства. Золото по своим декоративным свойствам превосходит все остальные металлы. Отличается оно и высокой химической стойкостью, не окисляется на воздухе, в среде сероводорода и других газов. Не подвергается воздействию хлора и брома при нагревании до очень высоких температур. Это обеспечивает золоту широкое применение как в ювелирной отрасли промышленности, так и в ответственных технических деталях. В идеале, конечно, можно изготовить изделие целиком из золота, таким образом обеспечить себе все высокие показатели золота в области химической стойкости и неизменности во времени… но! Золото – металл мягкий и дорогостоящий… а значит, если необходимость получить изделие с декоративными и физико-химическими свойствами золота, но не такие дорогие и значительно более прочные, появляется необходимость в гальваническом золочении более прочных металлов.

Техника и способы нанесения золота на поверхность:

— сусальное золочение (наносим тонкую фольгу на любую поверхность с помощью клея);
— нанесение амальгамы золота с последующим отжигом (старинный метод);
— электрохимическое золочение, т.е нанесение покрытия под действием электрического тока;
— иммерсионное золочение, нанесение золота без приложения внешнего тока.
На нашем предприятии мы пользуемся только электрохимическим и иммерсионным золочением, т.к только эти методы нанесения являются достаточно безопасными и обеспечивают надлежащее качество покрытий*.

Нанесение гальванического покрытия золотом:

— чистое желтое золото (без легирующих добавок, чистота покрытия составит 999,9);
— желтое золото с малой добавкой кобальта в качестве легирующей добавки для большей твердости покрытия (чистота покрытия составит 999,0);
— красное золото, или русское золото. Имеет оттенок от медно-красного до бледно-розового, можно получить «итальянское» розовое золото (больше желтизны, чем в «русском»);
— зеленое золото, сплав золота и серебра (никеля).
— белое золото (процесс родирования).
Толщина гальванического золота может быть любой, верхнего предела толщины золочения нет, это заказчик решит сам, исходя из необходимой толщины золота и финансовых возможностей.
Будем рады помочь Вам в области гальванического золочение контактных групп, бижутерии, ювелирных украшений и сувениров.
Хотите узнать больше? Научиться делать золочение собственными руками? Телефон и электронная почта технолога на главной странице сайта.

Нанесение иммерсионного покрытия золотом:

Иммерсионное золочение применяется для деталей сложной формы. Гальваническое золото, хоть и обладает высокой рассеивающей способностью, иногда не может обеспечить качественное покрытие внутренних полостей трубок или сложнопрофильных деталей. В этом случае возникает необходимость в применении химического золочения. Особенностями этого процесса является постоянная толщина покрытия во всех точках поверхности изделия. Иногда покрытие можно выполнить только таким способом, например, при нанесении золота на детали саксофона (внутренняя полость труб обеспечивает «правильный» звук). Часто, иммерсионное золочение используется совместно с гальваническим золочением.

Стоимость золочения в Москве

Золото – есть золото, никогда оно не было дешевым, поэтому решение в пользу увеличения толщины золотого покрытия скажется на стоимости работы. Постараюсь показать на примере: 0,2 микрона золота называется у специалистов покрытием «в цвет», по достижении такой толщины цвет золота больше не меняется. Т.е если показать кому-то, например, два корпуса часов покрытых 0,2 мкм и 40 мкм соответственно, то ни один специалист не сможет на глаз определить толщину золочения! Конечно, если положить оба корпуса под стекло и никогда не доставать, они останутся «близнецами» на многие годы, но стоит начать носить такие часы, обладатель часов с покрытием 0,2 мкм очень скоро поймет, что носит дешевую вещь, а владелец часов с покрытием 40 мкм с гордостью подарит их своему сыну на пятидесятилетие.
На нашем предприятии Вы можете получить услугу по нанесению золотого покрытия различной толщины: так, для технологических деталей чаще всего используют покрытие по ГОСТу 3-9 мкм, в зависимости от требований, предъявляемых к детали. В некоторых случаях, толщина золотого покрытия должна быть 20-50 мкм. В подавляющем большинстве случаев для технических деталей, толщину золотого покрытия выбирают равной 6 мкм.

* Стоит отметить, что существует еще один способ получить на поверхности изделия «золотой» цвет – напыление нитрида титана. При этом мы получим неметаллическое непроводящее покрытие, имеющее золотистый цвет. Секрет в том, что на самом деле вещество нитрид титана не окрашено, а при нанесении его тонкой пленкой, толщина которой сравнима с длиной волны желтого цвета (565-590 нм), глаз видит желтый цвет покрытия. Говорят, что изделие в таком случае покрыто «под золото». Все дешевые сувениры, фурнитура, сантехнические изделия покрыты нитридом титана, а не золотом.

У нитрида титана нет физико-химических характеристик золота. У него нет стойкости во времени и неизменности по цвету. Пример старого покрытия нитридом титана – купол Храма Христа Спасителя в Москве, да и купола многих церквей по всей России. Со временем, красивый золотой цвет уходит (под действием осадков, испарений, механических повреждений), и переходит в красно-коричневый и зеленый оттенок. Восстановить цвет обратно невозможно! Единственный выход – переделать все заново, удалив старый нитрид. Таким образом, становится понятно, что покрытие нитридом титана хоть и похоже по цвету на золото, имеет ограниченный срок службы и ненадлежащее качество покрытия (даже в случае дополнительной обработки его лаком.

Для нас же самое нежелательное качество нитрида титана – это сложности с очисткой от него изделия. Нам часто приносят на «реставрацию» протертое покрытие нитрида титана, часто сам заказчик считает, что имеет дело с золотом, единственный способ сделать такую работу – удалить старые материалы, провести все подготовительные операции для процесса золочения (включая механическую обработку царапин и сколов), и провести золочение.

Наша компания оказывает услуги по нанесению золота на все поверхности и детали. В каждом отдельном случае, окончательная стоимость работы определяется после осмотра детали технологом и утверждения требований заказчика.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Перед нанесением золотого покрытия вся поверхность, предназначенная для золочения, выравнивается и шлифуется. Затем на нее наклеивается паволока (используется мездровый клей животного происхождения левкас и полимент), а на нее кусочки сусального золота с помощью намагниченной кисти из беличьего хвоста. Далее потребуется вата и специальное оборудование и инструменты, которые разглаживают золотую поверхность до полной однородности. У опытного позолотчика никаких швов и стыков между золотыми листами не видно. Озолоченная поверхность может быть матовой или блестящей - это зависит от вида левкаса. Также ее можно дополнительно украсить эмалью. Долговечны ли такие изделия? Достаточно долговечны - при бережном обращении позолоченные вещи радуют своей красотой десятилетиями.

Несмотря на то, что сусальное золото раскатано в очень тонкие листы, его цена все же много дороже, чем, сусальной меди или серебра. Поэтому иногда применяются имитации сусального золота - потали. Обычно это сплав меди с цинком или алюминия с серебром. Поталь требует иного подхода. Так, после нанесения на поталь нужно наложить защитный лаковый слой, иначе она в скором времени потемнеет. Для наружной отделки поталь не годится, так как имеет малую устойчивость к климатическим условиям. А вот чистому золоту никакие вредные факторы окружающей среды не страшны.

Есть еще один способ сэкономить на сусальном золоте - это золоченая фольга. Она состоит из медной фольги, покрытой никелем и сплавом золота с кобальтом, или алюминиевого листа, с золото-никелевым покрытием. Такие «золотые» листы стоят как минимум в три раза дешевле чистого сусального золота.

Применение сусального золота

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…



Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии, ведь оно биологически инертно и не создает острые края. Им декорируют пирожные, эксклюзивные торты, хлопья сусального золота можно увидеть даже в элитном шампанском.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

Сусальное золочение – технология обработки поверхности покрытия из сусального золота. Для художественного оформления различных рам и багетов с давних пор применяется золочение сусальным золотом. Этот вид декорирования придает элементам аристократичную роскошь, позволяет выделить элемент, или напротив, вписать его в убранство помещения. Сусальное золото – для отделки является наитончайшим материалом, отчего отделка вашего дома станет уникальной. Тонкость листа сравнима с легкой нитью паутины. Огромный плюс в долговечности метала и отсутствии коррозийного влияния на золото, в отличии от других отделок. Современные технологии улучшают в каждым годом процесс изготовления листов сусального золота, но даже наши предки промышляли данным оздоблением, путем ручного труда.

Производство

Мягкость золота позволяет с ним работать в удобной форме. На производстве отливается брусок и раскатывается наименьшей толщины. Следующим шагом происходит разрез на мелкие полоски и далее подрезается на небольшие квадраты. Сложив все в стопку, золото обрабатывается молотом, около двух тысяч ударов утончают слой до 1-2 микрон на каждом листе. Образующиеся расплющенные квадратики укладываются в книжку или на ткань. Так, покрытие сусальным золотом имеет два вида доставки:

  • Книжка, из которой лист можно вынимать дуновением;
  • Трансферт, нанесение листа на тканевую бумагу, которая удаляется после приклеивания золотого покрытия.

Что представляет собой этот вид декорирования

В отличие от недорогой имитации, покрытие сусальным золотом подразумевает нанесение драгоценного метала на поверхность. Само по себе сусальное золото представляет собой тончайшие листы с толщиной до долей микрон, состоящие из металлического сплава с высоким содержанием драгоценного металла. И чем толще оказывается лист, тем больше карат золото содержится в нем. Поскольку драгметалл обладает высочайшей ковкостью и пластичностью, золочение получается без дефектов: трещин, замятий или разломов. Однако только профессионалу оказывается под силу выполнить сусальное золочение, поскольку именно пластичностью может сыграть «злую шутку» с новичком - при не аккуратном обращении он будет стремиться к замятиям.

Сама по себе технология не изменилась с прежних веков, хотя материалы по своему качеству и свойствам «шагнули» далеко вперед. И все-таки, как и прежде, золочение сусальным золотом включает в себя:

  • подготовка поверхности. Устраняются все грубые недочеты - трещины, сколы. Поверхность выравнивается специальной шпатлевкой, где необходимо - стачивается специальными инструментами;
  • грунтование. Для грунтовки используют необходимый оттенок, который оказывает влияние на конечный вид. Чаще всего прибегают к теплым и светлым тонам, что подчеркивает красоту золоченой поверхности;
  • вышкуривание. После того, как последний слой грунта полностью высох поверхность вышкуривается самой мелкой шкуркой для устранения даже микроскопической шагрени;
  • лакировка. Мастер должен обеспечить полную «зеркальность» поверхности, для чего используются высококачественные лаки. Наносится лак в несколько слоев для устранения минимального шанса образования потеков;
  • полировка. С высохшего лака удаляются пылинки, прочие артефакты, которые могут привести к браку золочения;
  • непосредственно сусальное золочение. Нанесение золотого покрытия.

Реставрация сусальным золотом

Сусальное золочение может использоваться в целях реставрации. Речь идет о тех случаях, когда нужно восстановить позолоту на старинных предметах или дополнительно облагородить изделия, которые не имели покрытия золотом. В обоих случаях реставрация сусальным золотом придает изделию, а вместе с ним и интерьеру более интересный и дорогой внешний вид. Большим плюсом использования золота в реставрации является и то, что оно не окисляется, не тускнеет и не теряет своих высоких качеств в течение долгих лет.

На покрытие сусальным золотом цена зависит во многом от истинного веса драгметалла. Однако большое значение оказывает и сложность рельефа, и общая покрываемая площадь и, конечно же, исходное качество поверхности. Покрытие сусальным золотом – цена вопроса очень высока, однако качество и результат порадуют любого.

Уровень детализации Материал Стоимость
Плоские тяги шириной до 4 см. ваш материал от 400р / п.м.
материал + поталь от 500р / п.м.
материал + золото от 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см. без материала от 2 100р / кв.м.
материал + поталь от 3 500 / кв.м.
материал + золото от 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементами без материала от 3 200р / кв.м.
материал + поталь от 4 500р / кв.м.
материал + золото от 22 200/ кв.м.

Уточнить стоимость

Примеры золочения сусальным золотом:

Реставрация и восстановление

ЗОЛОЧЕНИЕ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ И ПОТАЛЬЮ

Есть несколько методов золочения, но наиболее широко распространённый и доступный на сегодняшний день - покрытие специально подготовленной поверхности сусальным золотом или поталью. Эту технику золочения освоить нелегко, но даже имея мало опыта, вы можете применять его, получая довольно хорошие результаты. Однако для достижения совершенства в работе с поталью или сусальным золотом потребуется богатый опыт. Эта техника из-за деликатности материала (тончайшие листы сусального золота или потали) довольна трудна, но чрезвычайно увлекательна.

Технология золочения включает в себя несколько этапов, которые могут занять у вас не один день, прежде чем вы увидите законченную работу, но результат золочения, безусловно вознаградит вас за терпение. Особенно если это касается восстановления произведения искусства, в которое вы сможете вдохнуть новую жизнь. Процесс золочения остаётся неизменным с незапамятных времён, с той лишь разницей, что современные технологии позволили изготавливать листы сусального золота не в ручную, с помощью деревянных колотушек, а в промышленных масштабах на современном высокотехнологичном оборудовании. На смену золоту всё чаще приходить поталь, которая представляет собой листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия для замены серебра).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

  • Сусальное золото и поталь. «Сусальное» произошло от слова «сусаль» - «лицо», лицевая сторона, поверхность. Настоящее сусальное золото получают путем отбивания стопки тонких золотых квадратиков, переложенных внутренней оболочкой бычьих кишок на гладкой гранитной плите слегка выпуклым молотком, добиваясь необходимой толщины отдельных листков, а затем «ковкой» между двумя слоями кожи, что делает его очень тонким и легким в обращении. Тон золота будет зависеть от цвета фона, на котором расположен лист, цвета болюса (грунтовки). Могут использоваться болюсы жёлтого, красного или чёрного цветов. Сусальное золото поставляется в буклетах по 25 листов 9х9 см. Идеально подходит для восстановления и золочения деревянных изделий. Поталь представляет собой имитацию сусального золота и изготавливается из сплава меди с цинком или другими металлами. Поставляется в книжках по 25 листов размером 14х14 см.
    Использование сусального золота и потали.

    Существуют различные системы работы с поталью или сусальным золотом. Самый простой для начинающих способ - положить на открытую книжку специальную кожаную подушку, перевернуть их вместе, и затем убрать книжку, после чего лист потали или сусального золота останется на подушке. Можно также перевернуть открытую книжку на кожаную подушку листом вниз, следя за тем, чтобы лист потали не выпал, и убрать книжку. Однако этот способ требует определённого навыка.

    Ещё один способ. Откройте книжку, положите нож на среднюю часть листа, и тихонько дуйте под небольшим углом, чтобы свободная часть листа потали или сусального золота завернулась на нож, после чего перенесите лист потали или сусального золота на подушку. После того, как лист потали или сусального золота лежит на подушке, вы можете нарезать его на части необходимого размера и приступить к золочению, перенося специальной кистью лампензель частички золота на подготовленную поверхность.

  • Болонская известь (гипс), представляет собой хорошо отмученный мел (гидратированный сульфат кальция), который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.
  • Клей рыбный (желатин) изготавливается из плавательного пузыря некоторых видов рыб, таких как осетровые, а также из другого рыбного сырья. Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.
  • Болюс - это глина, которая в частности служит основой для золота. На старой позолченной поверхности легко заметить основу, на которую было нанесено золото. Это может быть болюс красного (красная глина), жёлтого (сиенна природная) или чёрного цвета. Перед применением болюс вводят в предварительно подготовленный на водяной бане раствор с клеем из кожи кролика (300 грамм болюса в 900 грамм раствора), и добиваются лёгкой однородной текстуры. Болюс наносят с помощью мягкой кисти (идеально подходит соболиная) лёгкими движениями.
  • Клей из кожи кролика. Этот клей получают из кожи кролика, погружённой в ванну с известковой водой. Этот клей был известен еще с древних времён, пожалуй раньше,чем горячий костный клей. Это идеальный клей для деликатной подготовки поверхностей. Клей из кожи кролика растворяется в воде и нагревается на водяной бане в соотношении от 1 до 10 частей клея на 1 часть воды. Клей используется в горячем виде, однако его не следует доводить до кипения.

  • Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.), И во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия. Вы можете использовать «стальную шерсть» всегда, когда не хотите рисковать оставить на поверхности царапины.

  • Латунный экран. Это тонкая латунная сетка (толщина 0,12 мм). Идеально подходит для точного шлифования поверхности при подготовке грунта для золочения сусальным золотом или поталью. Латунный экран также может быть использован в процессе восстановление позолоты, так как позволяет работать с небольшим элементом поверхности без повреждения существующих позолоченных поверхностей.
  • Краска для старения. Это жидкий концентрат на основе экстрактов битумных смол, которая придаёт поверхности красновато-коричневый налет, имитирующий антикварное дерево или старинную позолоту. Идеально подходит для придания «античности» позолоченным поверхностям.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ТЕХНИКА ЗОЛОЧЕНИЯ

Наибольшая трудность в работе мастера при золочении состоит в зависимости от сроков выполнения работы и условий, в которых он трудится (воздух в помещении не должен быть пыльным). Поверхность, на которую будет наноситься поталь или сусальное золото должна быть постоянно чистой и обезжиренной.

Процесс золочения можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка основы (грунта);
  • Применение болюса;
  • Нанесение сусального золота (потали);
  • Полировка (финишная обработка);

Подготовка грунта с болонским гипсом

Подготовка грунта должна быть тщательной, с точным соблюдением технологии. От этого будет зависеть успех золочения и результат работ.

Изготовление грунта под золочение начинаем с подготовки клея из кожи кролика. Берём 100 граммов клея из кожи кролика и добавляем его в ванну с одним литром тёплой воды. Клею с водой надо дать постоять в течение 12 часов, чтобы дать клею впитать воду, после чего необходимо разогреть раствор на водяной бане и, помешивая, добиться полного растворения клея. После этого рекомендуется процедить полученный раствор. Таким образом мы получаем основу для грунта под золочение. Через 2 часа в раствор вводим 350 грамм болонского гипса, тщательно перемешиваем, и в горячем виде наносим на сухую поверхность, очищенную от пыли. После того, как мы полностью укрыли поверхность, предназначенную для золочения, наносим второй слой (при необходимости может быть нанесено до 5-6 слоёв грунта), каждый раз следя за тем, чтобы наносимый раствор был достаточно горячим.

Каждый слой необходимо обработать крупной шкуркой (120-180), чтобы удалить любые недостатки на поверхности. И, наконец, когда мы получаем достаточный слой грунта под золочение, последний, после грубой обработки, обязательно полируют. Стремясь восстановить точность краёв и канавок, а также для придания украшениям совершенного вида используют наборы скребков, чтобы можно было подобрать скребок максимально близко по форме адаптированный к обрабатываемой поверхности. В идеале мастеру для подготовки поверхности для золочения необходимо иметь скребки всех типов и форм.

После завершения грубой резьбы, необходимо снова шлифовать все поверхности, используя каждый раз наждачную бумагу все более и более мелкозернистую (280, 320, 400, и т. д.). На финишном этапе применяется «стальная шерсть» для получения идеально гладкой поверхности, качества «слоновая кость». Для защиты элементов, соседних с обрабатываемым участком поверхности, применяется латунный сетчатый экран. Цель этой подготовки грунта под золочение - изолировать лист потали или сусального золота от древесины, а также получение абсолютно гладкой поверхности качества слоновой кости для того, чтобы на этапе укладывания потали получить идеальный результат.

Теперь мы добрались до нанесения болюса.

Применение болюса

300 грамм болюса растворить в 900 мл воды и тщательно перемешать, следя за чтобы смесь приобрела однородную текстуру без комочков и включений, и не была при этом слишком водянистой. Болюс, так же как и грунтовка из болонской извести наносится в горячем виде достаточно толстой кистью, следя за тем, чтобы кисть не оставляла полос. Мы рекомендуем использовать для нанесения болюса кисть из беличьего или собольего волоса. Если вы развели болюс в правильной пропорции, после нанесения первого слоя вы должны видеть сквозь слой болюса белый цвет грунтовки.

Спустя 4 часа вы можете нанести второй слой болюса,стараясь не получить слишком большой толщины слоя, поскольку это может негативным образом повлиять на качество поверхности в процессе приработки потали или сусального золота. Особенно осторожным необходимо быть в наращивании слоёв болюса в углах и внутренних полостях. Обычно полное высыхание болюса происходит в течении нескольких часов, однако это может зависеть от сезона, влажности и температуры окружающего воздуха в помещении, где вы работаете.

Если вы хотите получить в итоге золотую поверхность с высоким глянцем, перед укладкой потали или сусального золота необходимо отполировать поверхность болюса агатом, чтобы сделать её идеально гладкой.

Наконец, все подготовительные работы закончены,и вы можете приступить непосредственно к нанесению потали, или сусального золота.

Нанесение сусального золота (потали)

Давайте начнем.

Осторожно откройте книжку с поталью или с сусальным золотом, перенесите один листок для золочения на специальную кожаную подушку одним из приведённых выше способов.

Помните! Поталь или сусальное золото должно в процессе работы контактировать только с ножом или с кистью, но никогда не с вашими пальцами, иначе вы просто уничтожите свою работу, поскольку частички пота с ваших пальцев губительны для потали и сусального золота.

С помощью специального стального ножа разделите листок потали на небольшие удобные для вас части. Это облегчит процесс переноса листиков потали на позолачиваемую поверхность и приклеивание потали к поверхности будет более аккуратным. Нож, с помощью которого вы будете разделять листик потали или сусального золота, должен быть изготовлен из стали, и быть при этом достаточно острым. В том месте, где вы собираетесь разрезать листочек потали, необходимо сделать небольшое движение вперёд и назад. Будте осторожны, чтобы не разрезать кожаную подушечку, на которой вы работаете. После того, как листик потали разделён на части, используйте кисточку лампензель для переноса потали на поверхность, подлежащую золочению.

Для золочения вы можете исползовать специальные клеящие составы или лаки, имеющиеся в продаже, или самостоятельно приготовить клей на основе желатина. Желатин предварительно замачивают, а затем нагревают на водяной бане. Клей в горячем виде наносится мягкой кистью на болюс в один проход. Прежде, чем клей поглотится поверхностью, с помощью кисти лампензель перенесите подготовленные кусочки потали или сусального золота на поверхность. Это здорово, видеть, как кусочки сусального золота ложатся на поверхность,и притягиваются под действием электростатического эффекта. Продолжайте эту операцию до тех пор, пока вся поверхность не станет золотой.

Несколько советов:

  • Поддерживайте левой рукой правую руку, в которой вы держите кисть при нанесении листочков потали;
  • При нанесении потали или сусального золота на криволинейные поверхности, следите за тем, чтобы размер укладываемых кусочков сусального золота или потали был не слишком велик;
  • При нанесении болюса, следите, чтобы паста была не слишком жидкая, и прежде чем укладывать золото, дайте ей хорошенько просохнуть;
  • Избегайте сквозняков при работе;
  • Если листик потали не очень хорошо держится на кисти лампензель, время от времени проводите кистью по волосам или лицу (на лице всегда есть тонкий слой жира, которого будет достаточно для нанесения на кисть);
  • Забудьте о времени (никогда не работайте в спешке);
  • Листики потали или сусального золота всегда должны укладываться с перехлёстом не менее 2 мм (особое внимание на углы) чтобы избежать разрывов;
  • Никогда не прикасайтесь к золотой поверхности пальцами, даже после того как основа полностью высохнет, и она станет единым целым с позолачиваемой поверхностью;
  • Любые дополнения недостающих частей или повторное нанесение потали в отдельных местах должны выполняться после полного высыхания золотой поверхности с величайщей осторожностью (потому что на уже существующей высохшей позолоченной поверхности, клей может оставить белые следы);
  • Никогда не работайте с поталью или сусальным золотом ночью, если хотите добиться наилучших результатов.

Полировка (финишная обработка).

И вот мы добрались до последней (но всё же не менее увлекательной) стадии работы: приработки потали или сусального золота с помощью инструмента на основе камня агата. В процессе приработки от золотой поверхности добиваются идеальной гладкости и блеска, подобного сиянию солнца. Также эта операция имеет функцию полного слияния листочков потали или сусального золота с поверхностью, на которую они уложены.

При работе агатом необходимо совершать поступательные движения по позолоченой поверхности в разных направлениях с одинаковым давлением так, что когда работа будет закончена, вы не будете видеть следы движений. Теперь возьмём кусок шерсти и быстрыми движениями «нагреваем» позолоченную поверхность, что придаёт золочению законченный и очень эффектный вид.

После того, как работа с поталью или сусальным золотом закончена, переходят к заключительной стадии - защите позолоченной поверхности от окисления (особенно это важно для поверхностей, где применялась поталь вместо сусального золота) и царапин. Идеально для этого подходит шеллак, однако можно использовать и другие виды лаков.

Для придания позолоченной поверхности более реалистичного состаренного вида, мы рекомендуем использовать краску для старения на основе битумных масел, которая может быть применена непосредственно в концентрированном или в разбавленном виде в зависимости от желаемого эффекта старения. С помощью кисти краска наносится на позолоченную поверхность, и затем немедленно удаляется с помощью ваты или тампона так, чтобы краска осталась только во впадинах и внутри изгибов. Это позволит получить очень реалистичный эффект старения позолоченной поверхности.

Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

Нанесение грунта

Грунт наносится в несколько этапов.

Иногда слои грунта чередуют со слоями клея, для получения более ровной поверхности.

Этап 1. Нанесение грунта

После высыхания клея, нанесенного на первом этапе, в теплом виде наносят левкас (каменную грунтовку) - 2-3 раза способом торцевания поверхности, чтобы пропитать нижний слой и обеспечить его лучшее сцепление с последующими. Для этого может использоваться специальная щетинная кисть. Чтобы слой был равномерным, нельзя часто касаться одного и того же места. Деревянная поверхность и структура должны быть видны. Затем наносят еще 3-4 слоя белой левкасной грунтовки, обычным способом, каждый раз давая поверхности полностью просохнуть. Этот второй подход должен скрыть все неровности и создать способную к шлифовке подкладку, деревянная поверхность уже не должна просвечивать.

На третьем подходе белая грунтовка разбавляется 5-процентным спиртом, и покрывают поверхность широкой волосяной кистью, максимально равномерными мазками.

Этап 2. Шлифовка

Далее, после нанесения левкаса, поверхность снова шлифуют (ровные поверхности - пемзой, выступающие детали - хвощом, или микронной шкуркой; можно еще дополнительно отшлифовать холстиной с водой и просушить). Отшлифованные места проклеивают 7-процентным животным клеем. Шлифовальные работы нужно выполнять предельно точно, так как все нечетко обработанные детали будут видны после золочения. Далее поверхность очищается от шлифовальной пыли (пылесосом или влажной тряпочкой, либо сухой кистью, либо флейтцем).

И только на эту просушенную поверхность наносят полимент, предварительно разведя его с 7-процентным раствором животного клея (пока полимент не станет стекать с кисти густой струйкой). Иногда, для лучшего сцепления, перед нанесением полимента поверхность покрывается полиментным клеем, разбавленным 1/3 воды. Раствор разогревается до 35 градусов, и наносится на белую грунтовку.

Этап 3. Подготовка к золочению

Опытные позолотчики производят накладывание золотых листов только через сутки после нанесения грунта. Для этого поверхность увлажняется водой (листы наносятся сразу после того, как вода приобретает окрас), либо 20-процентным раствором этилового спирта с помощью мягкой волосяной кисти (наносится небольшими участками, на которые сразу же укладывают листочки золота), либо наносится клей (рецепт этого клея у каждого мастера свой).

Нанесение золота

Во избежание прикасания к золотому листу, некоторые позолотчики работают в хлопковых перчатках. В помещении не должно быть сквозняка, чтобы легче было перемещать золотые листы. Толщина листа - всего доли микрона, поэтому поверхность под покрытие готовится тщательно, и любая пылинка может порвать лист.

Листок сусального золота или потали из книжки вынимают легким дуновением, помогая ему завернуться на нож. Этим ножом листок переносят на подушку, где его разглаживают и вырезают ножом нужную форму.

Затем вырезанную фигуру можно наносить на обработанную и загрунтованную поверхность, покрытую выбранным адгезивом. Золочение осуществляется по мокрой основе, поэтому смачивается только то пространство, которое можно позолотить за один раз. Если проступают сухие пятна, поверхность снова нужно смочить.

На поверхность лист переносится специальной кистью (лампемзелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания.

После того, как золото высохнет, излишки золота, образованные на стыках, собираются в бумажный пакетик (они могут потребоваться потом, при постобработке изделия).

Рассказать друзьям